Региональные лицензионные сборы. Лицензионные сборы Региональные лицензионные сборы

Официальное, законодательно закрепленное определение лицензии - это «разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование - это «мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» (ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г.).

Лицензия является ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование - одно из средств государственного регулирования экономической и социальной деятельности, осуществляемой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагивающих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной признается только разрешенная соответствующими лицензиями деятельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым институтом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующему виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятельностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензионных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические последствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выдачи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упорядочил практику внедрения и осуществления института лицензирования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводили системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.


В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регулируется специальным положением, утверждаемым ПравительствомРФ.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей. Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заявления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством. Конкретные размеры платы за рассмотрение заявления соискателя устанавливаются Правительством РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности органа, рассматривающего заявление. Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензионный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюджеты - федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты. В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий. Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется безвозмездно. Плата за предоставление информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки. Порядок и размер платы за предоставление такого рода информации устанавливается Правительством РФ. Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюджеты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны. В соответствии со ст.16 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Некоторая деятельность на рынках товаров и услуг требует прохождения специальных процедур регистрации и учета на территории страны, где она осуществляется. К такой деятельности относятся:

  • Производство, хранение химических веществ и медикаментов.
  • Изготовление оружия и боеприпасов.
  • Операции шифровального характера.
  • и изготовление техники, отслеживающей данные.
  • Транспортировка физических лиц и грузов и многие другие.

Такие виды деятельности называются лицензируемыми. Для того чтобы заниматься ими легально, требуются не только оформление множества документов и их последующая тщательная проверка, но и внесение фиксированной платы.

Виды лицензионных сборов

  • Оплата за принятие и проверку документации, заявления.
  • Непосредственный сбор, который уплачивается за получение бумаги о разрешении осуществления конкретного вида деятельности.
  • Взносы за корректировку документов. Если юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию, меняет адрес, название фирмы, реквизиты, это необходимо зафиксировать.
  • Плата за получение информации. Данные о тех фирмах и индивидуальных предпринимателях, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, являются доступными для некоторых лиц. За определенную денежную сумму они могут потребовать информацию, содержащуюся в реестре.

Зачем нужны лицензионные сборы?

Самая важная функция этого вида платы – ведение учета и контроля за предпринимателями и -субъектами. Зачастую лицензируемая деятельность подразумевает изготовление опасных товаров, потому органам власти необходимо следить за ней.

Вторая и не менее важная функция – восполнение затрат и убытков, которые может понести государство, ведь нередко с его стороны требуется финансовая поддержка отдельных видов производства.

После проведения сборов полученные денежные средства могут идти на покрытие дефицита бюджетов разного уровня, поддержание социальных программ, проводимых властными органами, финансирование деятельности аппарата управления.

Сборы являются составной частью доходов бюджетов. В том случае, если лицензиат не оплачивает процедуры оформления, получения и продления права на ведение деятельности, соответствующие органы могут не выдать разрешение на ее дальнейшее осуществление или вовсе прекратить его действие.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Уплата лицензионных сборов связана с предоставлением лицензий на осуществление определенных видов деятельности. Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственными или муниципальными органами власти юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, на осуществление конкретного вида деятельности. ГК РФ (ст. 23, 49) закрепляет, что граждане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации, но отдельными видами дея- 408

тельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Правовое регулирование лицензирования является комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права. Так, лицензирование установлено нормами гражданского права. Поэтому перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основную часть этого института составляют нормы административного права (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, порядок контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, ведение реестра, порядок приостановления и возобновления действия лицензий, их аннулирования, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и т.д.). Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся по поводу уплаты соискателями лицензии (т.е. лицами, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности) лицензионных сборов и иных платежей. Внесение этих платежей является обязательным условием совершения в интересах плательщика действий по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии, выдачи или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и т.д. Финансовое право регулирует также порядок распределения поступлений от этих платежей в бюджетной системе как источников доходов бюджетов разных уровней. В отношениях по лицензированию участвуют:
лицензирующие органы. - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, которым предоставлены полномочия по лицензированию определенных видов деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
§ 4. Лицензионные сборы
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется целым рядом нормативных актов. Основным среди них является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Он закрепляет перечень лицензируемых видов деятельности, принципы лицензщю-вания на территории Российской Федерации, полномочия лицензирующих органов, а также виды и размеры лицензионных сборов и иных платежей, уплатой которых обусловливаются действия лицензирующих органов. Упомянутый закон закрепляет пять видов платежей:
Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается в размере 300 руб. Он должен быть уплачен до подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии. Документ, подтверждающий факт уплаты, прилагается к документам, которые соискатель подает вместе с заявлением о предоставлении лицензии.
Лицензионный сбор за предоставление лицензии в размере 1000 руб. Он уплачивается после того, как лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии соискателю. В течение трех дней после представления документа, подтверждающего уплату этого сбора, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Если этот лицензионный сбор не уплачен в течение трех месяцев, лицензия может быть аннулирована.
Если лицензирующий орган выявляет неоднократные нарушения или грубое нарушение требований и условий лицензионной деятельности, он имеет право приостановить действие лицензии на определенный срок (не более 6 месяцев), в течение которого нарушения должны быть устранены. За возобновление действия лицензии плата не взимается.
Плата за получение дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. По желанию лицензиата ему может быть выдан дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, за что взимается отдельная плата в размере 10 руб.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. Лицензирующий орган обязательно ведет реестр выдаваемых, приостанавливаемых или аннулированных лицензий. Информация, содержащаяся в таком реестре, является от-
1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093.
I
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
крытой и может быть получена в течение трех дней любым заинтересованным лицом в виде выписки из реестра. Размер платы за получение указанной информации составляет 10 руб. Предоставление такой информации органам государственной власти, а также органам власти местного самоуправления осуществляется бесплатно.
Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае утери документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление о переоформлении документа, свидетельствующего о наличии лицензии. Переоформление осуществляется в течение 10 дней, за что взимается плата в размере 100 руб. Особенность рассматриваемого закона заключается в том, что в нем непосредственно закрепляются размеры лицензионных сборов и плат в твердой денежной сумме. Ранее действующее законодательство определяло размер лицензионных сборов и платежей в предельном количестве минимальных размеров оплаты труда, устанавливая, что их конкретный размер должен определяться постановлениями Правительства РФ в положениях о порядке лицензирования конкретных видов деятельности1.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет общие
положения, касающиеся лицензирования перечисленных в нем видов деятельности. Одновременно устанавливается, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством РФ2.
Лицензирование закрепленных в данном Законе видов деятельности осуществляется либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ3.
См., например, ст. 10, 11, 15 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 29 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 21.
См. например, постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1999. №19. Ст. 2342.
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвердило Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
§ 4. Лицензионные сборы
Лицензирование каких-либо видов деятельности муниципальными органами исполнительной власти указанным Законом не предусматривается. Однако органы исполнительной власти муници-пального образования могут в некоторых случаях осуществлять лицензирование, например, розничной продажи алкогольной продукции1, образовательной деятельности2 и т.д. В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплен перечень видов деятельнос-| ти, на которые положения данного Закона не распространяются. К ним относятся: деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; образовательная деятельность и некоторые другие.
Порядок лицензирования этих видов деятельности, а также Азмеры и порядок уплаты лицензионных сборов и иных платежей регулируются специальными нормативными актами3. Например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Федеральным законом от 22 ноября
1 Статья 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» предусматривает, что полномочия субъекта РФ на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221.
- Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; Российская газета. 2002. 16 февр.
3 См., например, постановление ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» с изм. на 18 июля 2001 г. // БНА. 2000. № 42; 2001. № 35; Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС. 1993. № 10. Ст. 357.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»1, а также Федеральным законом от 8 января 1995 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»2.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. подразделяет виды деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции на те, которые лицензируются федеральными органами исполнительной власти (Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами), и лицензируемые органами власти субъектов Российской Федерации. Суммы сбора зачисляются в тот бюджет, за счет которого содержится лицензирующий орган.
Плательщиками сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются организации, подавшие заявления на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); экспорт алкогольной продукции - 100 МРОТ; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции - от 1 тыс. до 15 тыс. МРОТ.
Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, сбор считается уплаченным за первый год действия лицензии. Если в выдаче лицензии отказывается, уплаченный сбор возвращается, за минусом расходов на рассмотрение заявления о выдаче лицензии (в размере 3 МРОТ). Соискатели лицензии, а также лицензиаты подлежат ежегодному обследованию на наличие условий для осуществления лицензируемого вида деятельности. За такое обследование взимается плата в размере, покрывающем затраты на него, но не более 50-кратного МРОТ. За переоформление лицензии, а также за выдачу новой взамен утраченной взимается плата в размере сбора за новую лицензию.
§ 4. Лицензионные сборы
В редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.
СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.
При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается. Рассмотрим иной пример - лицензирование образовательной Деятельности. Оно осуществляется Министерством образования; РФ, государственными органами управления образованием субъ-; ектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (если они наделены соответствующими полномочиями -аконодательством субъекта Федерации) в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности1. Указанное Положение, а также иные нормативные акты, закрепляющие правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности, не предусматривают взимание лицензионных сборов и платежей, подобных тем, которые рассматривались в этом параграфе. Условием предоставления лицензии в данном случае является оплата соискателем лицензии расходов лицензирующего органа на проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии. Экспертиза проводится в целях установления соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий образовательного процесса требованиям строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, укомплектованности штатов и т.д. Размер этих расходов определяется совокупностью затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экспертной комиссии, на их командировки в этой связи, на изготовление бланка лицензии и иных затрат и расходов, предусмотренных законодательством РФ2. Применительно ко всем лицензионным сборам и платежам можно отметить, что суммы поступлений от них зачисляются, как правило, в соответствующий бюджет в зависимости от того, каким органом исполнительной власти (федеральным, региональным или муниципальным) осуществляется лицензирование. Может быть предусмотрено и иное распределение средств, например, сбор за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности зачисляется в бюджет муниципального образования по месту См. постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ
См. приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» // Российская газета. 2001. 16 мая.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
работы нотариуса, хотя лицензирование этого вида деятельности осуществляется органами юстиции субъектов РФ1.
Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов. В заключение отметим, что природа лицензионных сборов законодательством отражена противоречиво. В соответствии с НК РФ (ст. 12-15) лицензионные сборы относятся к обязатель- ным платежам, составляющим систему налогов и сборов РФ, но указанные статьи Кодекса пока не вступили в действие. Действующее законодательство из всей совокупности лицензионных платежей в систему налогов и сборов РФ включает лишь несколько: лицензионный сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей2.
Следует подчеркнуть, что взимание лицензионных сборов и иных платежей возможно только в связи с лицензированием. Не могут быть установлены лицензионные сборы и платежи за получение разрешения на осуществление деятельности, не относящейся к лицензируемым видам. Поскольку Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предус-мотрено лицензирование проведения местных аукционов и лотерей, а также лицензирование торговли винно-водочными изделиями, то соответствующие лицензионные сборы должны быть исключены из числа местных налогов и сборов.

Статья 553. Общие положения

1. Настоящей главой устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые база и ставки региональных лицензионных сборов (далее в настоящей главе - сборы).

2. Конкретный порядок и условия уплаты сборов определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Статья 554. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками сборов признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели((статья 26 настоящего Кодекса), приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Статья 555. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации видов деятельности.

2. Внесение изменений в лицензию приравнивается к выдаче новой лицензии.

Статья 556. Налоговая база

Налоговая база для установления регионального лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Статья 557. Размеры лицензионных сборов

1. За выдачу лицензии на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 500-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации.

2. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивается 50 процентов суммы регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Статья 558. Порядок и сроки уплаты региональных лицензионных сборов

1. Региональный лицензионный сбор уплачивается налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

2. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает региональный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

3. Уплаченный региональный лицензионный сбор возврату не подлежит.

4. Сумма сбора уплачивается в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган.

Статья 559. Форма налоговой декларации

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации.

ФСНП

Выплаты лицензионных сборов сводятся к тому, что на реализацию в какой-либо сфере деятельности должна быть предоставлена лицензия. Это разрешение, которое выдаётся индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам государственными/муниципальными органами для занятий какой-либо деятельностью.

В Гражданском кодексе уточняется, что коммерческие организации и предприниматели могут осуществлять свою деятельность с того времени, как будет произведена государственная регистрация, однако некоторые виды из определённого законом перечня обязательно требуют лицензии, то есть особого разрешения. К подобным типам деятельности относятся те, реализация которых способна нанести ущерб законным интересам, правам и здоровью населения, безопасности государства, культуре народов страны.

Регуляция лицензирования нормами права

Лицензирование является правовым институтом комплексного характера, объединяющим нормы нескольких правовых разновидностей. Например, гражданское право влияет на формирование перечня подлежащих лицензированию видов деятельности, которые находятся в исключительном ведении федерального закона. Значительная часть данного института регулируется административным правом (процедура подачи и рассмотрения заявления о вручении лицензии, ведение реестра, контролирование соблюдения надлежащих требований, порядок аннулирования, приостановления или возобновления лицензий, ответственность за осуществляющуюся без лицензии предпринимательскую деятельность и т.д.).

Финансовые правовые нормы контролируют такие отношения, которые возникают в связи с уплатой лицензии соискателями, направившими заявление о её предоставлении, переоформлении или выдаче подтверждающего документа и т.д. Также осуществляется регулирование процедуры распределения платёжных поступлений в системе государственного бюджета, являющихся его источниками дохода на разных уровнях. Что такое лицензионный сбор, интересует многих.

Участники отношений

В лицензионных отношениях принимают участие:

Соискатель, то есть ИП или юридическое лицо, которое обращается в соответствующий орган с заявлением о выдаче ему лицензии;

Лицензирующие органы, к которым относятся федеральные органы исполнительной ветви власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, имеющие полномочия по лицензированию каких-либо видов деятельности;

Лицензиат - ИП или юридическое лицо, которое получило лицензию.

Характеристика лицензионных сборов

Процедура предоставления лицензии на определённые виды деятельности закреплена в целом перечне нормативных актов. Главное место в этом ряду принадлежит ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нём закреплён список подлежащих лицензированию видов деятельности, его принципы на территории страны, полномочия соответствующих органов, типы и размеры сборов и других платежей, выплата которых определяет действия органов лицензирования. В данном законе перечисляются следующие виды лицензионных сборов.

За рассмотрение поданного соискателем заявления плата составляет триста рублей. Выплачивается она ещё до того, как заявление о выдаче лицензии подаётся в соответствующие органы. Документ с подтверждением факта оплаты нужно приложить к остальным документам, поданным вместе с заявлением. Каков размер лицензионного сбора за выдачу лицензий?

Выдача документа

За получение лицензии - одна тысяча рублей. Выплачивается сбор после принятия решения о предоставлении соискателю разрешения. После того как документ, подтверждающий оплату, предъявлен, в течение трёх дней выдаётся подтверждение наличия лицензии. Если не оплатить данный сбор за три месяца, то лицензию могут аннулировать. Если соответствующий орган выявит какие-либо нарушения условий и требований лицензионной деятельности, то он может приостановить действие документа на конкретный срок (не больше полугода), за который нужно эти нарушения устранить. За то, что действие лицензии возобновляется, дополнительная плата не требуется.

Дубликат документа

За дубликат документа, который подтверждает существование клиента.

Если соискатель желает получить копию, то за это с него взимается дополнительная плата, составляющая десять рублей. Лицензионный сбор (алкоголь) рассмотрим ниже.

Доступ к информации

За доступ к информации, которая содержится в лицензионном реестре.

Лицензирующий орган всегда ведёт список выданных, аннулированных или приостановленных лицензий. Сведения, содержащиеся в нём, являются открытыми и могут выдаваться заинтересованному лицу в трёхдневный период в виде выписки. За получение такой информации нужно заплатить десять рублей. Государственным и муниципальным структурам выдача таких сведений производится бесплатно.

Переоформление

За переоформление свидетельствующего о наличии лицензии документа.

Если произошло какое-либо изменение названия юридического лица, его преобразование или же были утеряны документы, подтверждающие выдачу лицензии, то лицензиату нужно не позже, чем через пятнадцать дней, подать заявление. Переоформление производится в продолжение десяти дней с оплатой, составляющей сто рублей.

Кто устанавливает размер?

Специфика закона состоит в том, что он устанавливает определённые размеры местных лицензионных сборов. Действующее до этого законодательство высчитывало размер данных платежей в максимальном количестве минимальных размеров трудовой оплаты, указывая при этом, что конкретная сумма должна быть постановлена в положениях Правительства РФ о порядке лицензирования каких-либо видов деятельности. При этом уточняется, что последние утверждаются Правительством РФ.

Осуществляют лицензирование или федеральные органы исполнительной ветви власти, или те же органы на уровне субъектов РФ.

Специфика некоторых видов лицензионных сборов.

Куда проводится уплата лицензионного сбора?

Муниципальные органы исполнительной власти не наделяются Законом правом лицензирования каких-нибудь видов деятельности. Но в некоторых случаях они могут производить лицензирование, к примеру, связанное с продажей алкогольной продукции в розницу, деятельности в сфере образования и т.д. Существует перечень определённых видов деятельности, на которые положения этого Закона не влияют:

  • кредитные организации;
  • защита государственной тайны;
  • деятельность бирж;
  • оборот и производство алкогольной продукции, этилового спирта и т.п.;
  • таможенное дело;
  • деятельность нотариусов;
  • область страхования;
  • деятельность в сфере образования;
  • деятельность профессионалов на рынке ценных бумаг.

Данные виды деятельности и порядок их лицензирования, размеры выплат сборов и других платежей определяют специальные нормативные акты. Так, п.7 ст.33 ФЗ от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает, что выдачу лицензии на право вести деятельность в области образования осуществляет государственный орган управления в данной сфере или муниципальный, если имеет соответствующие полномочия.

ФЗ от 22.11.1995 г. разделяет виды деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции на лицензируемые федеральными органами исполнительной власти или соответствующими органами субъектов РФ. При этом совокупность сборов переводится в тот бюджет, который содержит орган лицензирования. Плательщиками при этом выступают те организации, которые подали заявления для получения такой лицензии. Размер лицензионного сбора конкретизируется в зависимости от того, каким видом деятельности со спиртосодержащей продукцией занимается лицо.

Лицензия на алкоголь

Так, разлив, реализация, хранение алкоголя - пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или МРОТ; экспорт данной продукции - сто МРОТ; импорт, реализация оптом - от одной тысячи до пятнадцать тысяч МРОТ. Выплаты данного сбора осуществляются каждый год. Соискатель должен выплатить его до того, как подаст заявление. Если орган лицензирования решает выдать лицензию, то сбор является выплаченным за первый год её действия. В том случае, если в лицензии отказали, то, если сбор был уплачен, он возвращается, исключая расходы на рассмотрение заявления (три МРОТ). Соискатели и лицензиаты обязательно проверяются каждый год на наличие у них требуемых условий для осуществления данного вида деятельности. За это взимается такая плата, которая покроет затраченные средства, однако сумма должна быть не более пятидесяти МРОТ. Если лицензию нужно переоформить или выдать новую вместо потерянной, то плата равна размеру сбора за новую лицензию. Если возобновляется действие лицензии, которая была приостановлена, то плата не требуется. Также существуют лицензионные сборы на оружие.

Лицензия в сфере образования

Проанализируем ещё один пример - лицензирование деятельности в образовательной сфере. Его осуществляет Министерство образования, государственные органы, управляющие образованием субъектов РФ и муниципальные органы, если у них имеются соответствующие полномочия. Условием, при котором предоставляется лицензия, в данном случае считается оплата её соискателем расходов органа лицензирования на осуществление экспертизы и изготовление лицензионного бланка. Цель проведения экспертизы - установить, соответствуют ли условия образовательного процесса, предлагаемые соискателем лицензии, санитарно-гигиеническим нормам, требованиях строительных правил и т.п. Размер расходов зависит от того, сколько было затрачено на выплаты лицам, проводящим экспертизу в качестве членов экспертной комиссии, на их командировки, приготовление бланка и других расходов и затрат, которые установлены на законодательном уровне.

Лицензионный сбор за выдачу лицензии мы рассмотрели.

Распределение сборов в бюджет

Стоит отметить, что оплата лицензионного сбора поступает в соответствующий бюджет, который определяется тем, какой орган исполнительной ветви власти (муниципальный, региональный или федеральный) производит лицензирование. Кроме того, возможно и другое распределение средств. К примеру, платежи за лицензирование лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, идут в муниципальный бюджет в соответствии с местом работы нотариуса, хотя данный вид лицензируется органами юстиции субъектов РФ. Вообще сама сущность лицензионных сборов довольно противоречиво отражается в законодательстве. Все они должны быть обязательными платежами, которые входят в налоговую систему РФ, однако соответствующие статьи Налогового кодекса ещё не действуют. На деле же в систему сборов РФ включаются только некоторые лицензионные платежи. Также стоит отметить, что последние могут взиматься только за те виды деятельности, которые находятся в перечне подлежащих лицензированию.

Лицензионный сбор за оружие

Квитанцию на оплату можно взять в отделе лицензионно-разрешительной работы (ОЛР) при УВД по месту жительства.

Лицензия и разрешение будет выдано после оплаты пошлины по ставке, установленной законом. Для гражданского лица такой сбор не будет выше МРОТ.